Обслуживание аккумулятора своими руками29.10.2021
Аккумуляторная батарея является одним из важнейших элементов управления автомобилем, ведь именно благодаря ей становится возможным осуществление главной функции — запуска двигателя транспортного средства.
Большинство автолюбителей относится к данному устройству, как к виду расходных материалов: АКБ эксплуатируется около трёх лет (без обслуживания), а после, с началом ухудшения технических характеристик, заменяется на новую. Однако такой подход не является рациональным, ведь стоить аккумуляторная батарея (в зависимости от модификации) может достаточно дорого. При грамотном и своевременном контроле и уходе время эксплуатации аккумуляторной батареи можно увеличить вдвое и больше. И большинство манипуляций по обслуживанию вы можете выполнять своими руками.
В этой статье мы рассмотрим факторы, влияющие на срок службы аккумулятора, которым оснащён ваш автомобиль, то, какие виды самостоятельного обслуживания и проверки АКБ существуют и с какой периодичностью данные процедуры нужно выполнять.
Основные аспекты, влияющие на сроки службы аккумулятора
Для корректного обслуживания аккумулятора необходимо знать и учитывать обстоятельства, могущие оказывать влияние на сроки его эксплуатирования. Это поможет своевременно обратить внимание на проблему и принять нужные меры.
Уровень заряда батареи
Ситуация, когда аккумулятор основное количество времени пребывает в разряженном состоянии, значительно уменьшает сроки его эксплуатации. Идеальное состояние для любой батарейки — когда она постоянно заряжена. Вполне естественно, что при пуске двигателя АКБ теряет часть заряда, но эта потеря вскоре восполняется во время поездки за счёт генератора. Но, если учитывать современные реалии, сейчас в функционале многих автомобилей присутствует масса устройств, активно потребляющих электроэнергию, что отнюдь не способствует восполнению заряда (особенно при частых запусках двигателя и простоях в пробках). Вследствие этого аккумуляторная батарея нуждается в периодической зарядке.
Температурные условия, в которых эксплуатируется аккумулятор
Немаловажный фактор, оказывающий существенное влияние на срок службы аккумуляторной батареи. От температурных условий во многом зависят показатели пусковой мощности АКБ.
По стандартным параметрам максимальную свою производительность аккумуляторная батарея показывает при температуре около 15—20 °С. Снижение температуры ниже указанных значений приводит к потере производительности в следующем соотношении: 1°С=1Ач.
Резкие перепады температуры губительны для аккумуляторной батареи. Низкая температура способна спровоцировать замерзание электролита, и тогда аккумулятор выйдет из строя. В жаркое время года существует риск испарения электролита. Снижение его уровня в аккумуляторе вследствие этого негативным образом сказывается на сроке службы устройства. Поэтому профилактика состояния АКБ и её своевременное обслуживание крайне важны.
Состояние электрической сети автомобиля
Исправность элементов бортовой сети авто во многом влияет на состояние АКБ и уровень расхода ею энергии. Особенно важным функциональным параметром электросистемы является правильная работа генератора и регулятора напряжения. Если существуют проблемы в функционировании данных узлов, даже регулярное обслуживание аккумулятора автомобиля положение не спасёт: он износится значительно раньше.
В случае подачи на аккумулятор чересчур высокого напряжения наступит его перезарядка, следствием которой может стать закипание и падение уровня электролита. Низкое напряжение сети провоцирует недостаточность заряда аккумуляторной батареи, что также провоцирует её преждевременный технический износ.
Коррозионные процессы
Процессы коррозии могут существенно снизить срок эксплуатирования аккумулятора. Для предохранения элементов АКБ от данных патологических процессов производителями используются специализированные легирующие добавки, пасты и др. Особенно пристальное внимание для предотвращения процессов коррозии следует обращать на качество электролита и воды, применяемой для его разбавления. Вода должна быть только дистиллированной. Лучше всего приобретать её в аптечных сетях, а не в автомагазине, где существует риск купить обычную водопроводную воду в бутылке.
Сульфатация
С течением времени на пластинах аккумуляторной батареи начинает постепенно оседать сульфат свинца, вследствие чего её емкость может существенно снизиться. Сульфатация — естественный процесс при эксплуатации АКБ, но регулярное и правильное обслуживание батареи понижает его интенсивность.
Виды обслуживания автомобильного аккумулятора, которые можно выполнить своими руками
Большинство манипуляций довольно несложные, и практически каждый автомобилист в состоянии обслуживать АКБ самостоятельно. Базовые знания устройства аккумулятора, парочка приборов, немного потраченного времени — и вы сэкономите на визите в автосервис. Кроме этого, вы будете абсолютно уверены в состоянии АКБ вашего автомобиля.
В периодическое обслуживание аккумуляторной батареи, как правило, входит следующий порядок действий:
- Выполнение полного заряда батареи (заряжать около 10 часов).
- Добавление электролитной массы или воды (дистиллированной) при снижении уровня электролита.
- Очищение и смазывание специальными веществами разъёмов и клемм аккумулятора.
- Выполнение нескольких циклов зарядки/разрядки для понижения сульфатации пластин аккумулятора.
- Механическая очистка внешних поверхностей аккумулятора от загрязнений (производится с помощью ветоши).
Помимо вышеназванных мер обслуживания, рекомендуется регулярно проводить определённую диагностику и по её результатам производить дополнительные необходимые действия.
Контроль напряжения аккумулятора
Выполняется на снятой акб, клеммы которой перед проверкой очищаются от загрязнений. Измеряется данный показатель с помощью мультиметра, щупы которого закрепляются на контактах АКБ. Показатели дисплея в 12—13 В говорят о корректном уровне заряда и готовности устройства к эксплуатации.
Определение уровня заряда с помощью нагрузочной вилки
Контакты нагрузочной вилки закрепляются на клеммах полностью заряженного аккумулятора согласно инструкции. Показания прибора в 12—13 В говорят о том, что уровень заряда в норме.
Затем на аккумулятор посредством специальной кнопки подаётся нагрузка в течение 5 сек. Показания вольтметра изменятся. Для исправного аккумулятора напряжение составит 10.2 В (нижний предел). Значения, несущественно отличающиеся от данного показателя, говорят о необходимости поставить АКБ заряжаться, а затем проверить снова.
Если вольтметр выдаёт данные ниже 9 В, аккумулятор исчерпал свой ресурс и нуждается в замене.
Контроль утечки тока
Это может стать проблемой не только для старого автомобиля с износившейся электропроводкой, но и для новых машин, оснащённых электронными блоками управления. Микрозамыкание, которое не улавливает даже предохранитель, может приводить к избыточному расходу энергии и уменьшению эксплуатационного срока аккумулятора.
Определяют утечку путём выполнения следующих действий (проверку производят, выключив двигатель и вынув ключ из замка зажигания):
- отключение всех энергопотребляющих ресурсов;
- замер силы тока аккумулятора посредством мультиметра (данное значение в норме не должно превышать 70 мА).
Если показатели мультиметра передают большие значения, необходимо как можно скорее выявить причину происходящего.
Определение уровня заряда генератора
Здесь также используется мультиметр, но в значении «от обратного». Замеры производятся при активации всех возможных приборов автомобиля, питающихся от электрической сети, при включённом двигателе. Показатели мультиметра, определяющие заряд генератора при полной его исправности, составляют 13—14.4 В. Показатели ниже этого значения свидетельствуют о неисправности реле напряжения или генератора (необходим ремонт).
Замеры показателей плотности электролита
Данная манипуляция выполняется с помощью специализированного прибора — ареометра. Периодичность контроля — каждые 2—3 недели. Демонтаж батареи не требуется. Нормальный показатель плотности — 1.27—1.3 г/см. куб. Низкий уровень электролита можно компенсировать дистиллированной водой, проблему низкой плотности — заменой состава.
Уход за внешними поверхностями и визуальный контроль
Аккумуляторный блок во избежание загрязнения необходимо регулярно протирать влажной ветошью (за исключением клемм — их очищают сухими тряпками и обрабатывают антикоррозийными составами). Визуальный контроль позволяет определить целостность корпуса, отсутствие подтекания электролита, тосола, масел, антифриза и др.
Регулярный заряд аккумуляторной батареи
Выполняется не реже 1 раза в 3 месяца с помощью автоматического зарядного устройства.
Десульфатация
При длительной эксплуатации АКБ излишки осевшего на свинцовых пластинах кристаллизованного сульфата свинца циклами зарядки технически уже не удаляются. Снизить его количество помогает промывка специальным раствором с предварительным слитием электролита либо использование для зарядки устройств, продуцирующих импульсный ток.
Примечание: в случае когда на авто установлена необслуживаемая АКБ, рекомендовано обращение на СТО.
Здесь мы представили актуальную информацию по самостоятельному обслуживанию аккумулятора автомобиля своими руками, которую вы можете взять на вооружение. Это поможет вам сэкономить на покупке новой АКБ.